Особенности восприятия текста на мониторе: мастер-класс копирайтера
Текст, напечатанный на бумаге, и текст на экране компьютера — есть ли между ними разница? Оказывается, есть. Восприятие человеком текста на мониторе компьютера кардинально отличается от восприятия того же самого текста на бумажном носителе.
Между тем, многие начинающие вебмастера и копирайтеры, пишущие тексты для сайтов, совершенно не задумываются об этом, делая основной упор на оптимизацию контента. Или стараются всеми способами втиснуть в текст рекламные фразы, рассчитывая заинтересовать посетителей сайта. Но что толку от «продающего» текста, если он банально не читается с монитора компьютера?
Эта проблема была весьма подробно изучена еще в 1997 году Якобом Нильсеном, автором многочисленных научных трудов и книг по юзабилити интернет-сайтов (т.е. их удобству для пользователей). Рекомендации Якоба Нильсена относительно разработки текстов для интернета не теряют своей актуальности до сих пор, и каждому копирайтеру просто необходимо знать их.
В Интернете слишком большой поток информации и огромное количество сайтов, чтобы люди зачитывались содержимым каждого попавшегося им интернет-ресурса. Если такое и встречается, то крайне редко. В большинстве случаев, люди не ЧИТАЮТ содержимое веб-страниц, они его СКАНИРУЮТ. Да-да, именно термин «SCAN» употребляет Якоб Нильсен, когда речь идет о человеческом восприятии текста веб-сайта.
Что подразумевается под сканированием? Это просмотр текстового поля с выхватыванием отдельных фрагментов, по которым человек пытается судить о содержимом интернет-страницы — о качестве представленной информации, о её релевантности (соответствии тематике), а также о том, насколько она может оказаться полезна конкретному читателю.
Обычно посетители уделяют немного времени на просмотр(сканирование) веб-страницы. Львиная доля его тратится на оценку своего местонахождения на сайте, просмотр иллюстраций, заголовков, рекламных баннеров и прочего, что бросается в глаза в первую очередь. Будут ли посетители вчитываться в предложенные тексты или нет, во многом зависит от их доверия данному ресурсу, которое складывается из таких важных «мелочей», как дизайн сайта, ненавязчивая реклама, качественные иллюстрации и, разумеется, правильно составленные тексты.
Вот, что советует гуру веб-юзабилити Якоб Нильсен касательно составления «правильных» текстов для интернета.
1) Визуально выделяйте ключевые слова и фразы (цветом, жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием), чтобы читателям было легче «сканировать» текст.
2) Подбирайте четкие, информативные заголовки и подзаголовки. Но только не слишком заумные. Посетителям сайта, ищущим конкретную информацию, некогда разгадывать загадки.
3) Разбивайте текст по пунктам, если это необходимо. Структурированная информация воспринимается гораздо легче.
4) Разбивайте текст на блоки (большой текст — на параграфы, небольшой — на абзацы). Каждый из блоков должен нести отдельную законченную мысль. Просканировав ключевые слова текстового блока (и его заголовок, если он есть), читатель в доли секунды решает, стоит ли читать данный блок или пропустить его, переключив внимание на следующий.
5) Начинайте статью с анонса. При относительно небольшом объёме (1-2 абзаца) анонс должен обладать максимальной информативностью, такой же, какой обычно обладает раздел «Выводы и заключения».
Этот принцип составления текстов получил название «перевернутая пирамида».
Подавляющее большинство людей более-менее внимательно прочитывает лишь начало статьи. Поэтому первоочередной задачей копирайтера является написание интересного, или как говорится «цепляющего», анонса, прочитав который, посетители сайта гарантированно перейдут к просмотру всей статьи. Подробно о структуре статей мы уже здесь говорили.6) Пишите тексты небольшого объема.
Якобом Нильсеном доказана обратная зависимость — чем короче текст, тем лучше он воспринимается с монитора. Идеальным с точки зрения человеческого восприятия считается текст в 500-700 символов (более короткие тексты могут быть недостаточно информативными). За один «подход» к такому тексту читатель способен воспринять и «переварить» примерно 50% его объёма.
Полноценная статья в 2500-3500 символов прочитывается лишь на 20%. Вот почему так важен «цепляющий» анонс в начале статьи.
Ну а тексты свыше 3500 символов уже «на любителя». Дочитать их до конца отваживаются лишь те, кому действительно нужна данная информация.
Вот, пожалуй, и все на сегодня. Надеюсь, статьи этого блога не сильно утомляют Вас своими объемами. Но сократить их никак нельзя, ведь я стараюсь по максимуму передать полезную фрилансерам-копирайтерам информацию, чтобы моим читателям не приходилось искать обрывочные сведения по всему Интернету.
Если вам интересно научиться копирайтингу, не тратя сотни долларов на различные обучающие курсы, то подписывайтесь на новые материалы нашего блога, и дело в шляпе!
Ты как всегда всё очень верно подметила! Если не ошибаюсь, оптимальная длина текста – на высоту монитора, чтобы не прокручивать вниз. Как считаешь?
Оль, да это верно. Лучше, когда весь текст виден на экране без прокрутки вниз (или хотя бы его анонс). Поэтому все зависит от шаблона сайта. Насколько он это позволяет.
Спасибо, что делитесь таким ценным опытом! Статей на тему: как заработать и т.п. достаточное количество. А, как лучше писать – не очень.
Я отметил пункт №6 – тоже стараюсь у себя в блоге писать не длинные заметки. Как и сам не очень читаю, а пробегаю глазами, длинные. Как вы и пишите, если все читать … времени не хватит.
Знаете, отвечу как заядлый спамер: занес в закладки! Просто приятно, что есть такие исследования и такие посты.
Сам по себе заметил, что есть такое: читать текст нет времени/желания/не очень интресно – начинаешь сканировать, перебирать абзацы. Привычка появилась еще в школе, после Войны и мира. Ну, не было желания дома, так приходилось перед уроками
Guard, twiceal, спасибо на добром слове! Стараюсь рассказывать все подробно, потому что по себе знаю — копирайтерам приходится учиться на собственных ошибках. Это замедляет процесс работы и снижает уровень фриланс-заработка.
О том, как лучше писать, не найдёте нигде. Такие мастер-классы под соусом великого секрета копирайтеров продаются за кругленькую сумму. Возможно, и я когда-нибудь составлю и буду продавать свой эксклюзивный обучающий курс
Да, хорошие советы. Стараюсь им следовать около полу года.
Единственное на счет объема статьи…Часто натыкаюсь на сайтах на короткие неочемные статьи, они не несут ни какой информации: да статья по теме, но полезного в ней 0. Т.к в 1000 знаков тему не раскроешь.
Сколько сама пишу статьи.. если статья отписка, то действительно не более 1500 знаков. Но если статья информативна, есть в ней то ради чего ее стоит прочитать она всегда длиньше 2000, 3000 и даже 4000 знаков…
Хорошая статья, спасибо. А насчет длинных текстов — я бы сказал, есть еще такое понятие, как текстовая харизма. Если зацепит, то и 10 тыс. знаков человек осилит). Я один такой блог читаю.
>Идеальным с точки зрения человеческого восприятия считается текст в >500-700 символов
да, но только полезным его вряд ли назовешь, разве что краткие тезисы
а когда почитать, что делать и как…
в 500 знаках мастер класс не раскроешь или другие советы.
Всех будущих журналистов учат составлять лид — квинтэссенцию статьи в одном-двух абзацах. Привлекательный заголовок тоже играет роль.
Если читателю лид покажется интересным, он будет читать продолжение хоть на 5 страницах. Если не покажется — пройдёт мимо.