Кидалово во фрилансе — как распознать и как бороться?
Возможность работать удаленно — не только основное преимущество фриланса, но и его слабая сторона. На открытых биржах фриланса заказчик и фрилансер не видят друг друга, незнакомы лично и, договариваясь о работе через ICQ или Skype, вынуждены верить друг другу на слово. Сразу предупрежу, что фрилансер изначально находится в менее выгодном положении, чем заказчик.
Чем может поручиться фрилансер за качество работы? Разумеется, своим аккаунтом (портфолио), в котором указано сколько стоят услуги фрилансера, приведены примеры работ, и отзывы заказчиков. Получение даже одного негативного отзыва может на корню зарубить карьеру фрилансера, и ему придется изрядно потрудиться, чтобы вернуть себе доброе имя. Вот почему фрилансеры, не первый год работающие на бирже, уже наработавшие некоторый опыт и отзывы, очень щепетильно относятся к своим аккаунтам и портфолио. Поручая работу такому фрилансеру, заказчик может быть уверен, что всё будет выполнено на должном уровне.
А чем может поручиться заказчик? Да, пожалуй, ничем. Заказчик-«кидала» может наобещать фрилансеру всё, что угодно, потом дать свои временные (читай «липовые») координаты, куда попросит отправить выполненную работу. После того, как фрилансер её отправит, «кидала» преспокойно исчезнет в неизвестном направлении. Ничуть не ошибусь, если скажу, что опасность быть обманутыми грозит всем фрилансерам, ищущим работу на открытых биржах фриланса. И сегодня мы научимся «зрить в корень», чтобы во время распознать и предотвратить эту опасность.
Итак, фрилансеров частенько «кидают»… Признаться, «кидают» фрилансеров иногда очень даже красиво. Настолько красиво, что и «кидалами»-то таких заказчиков не сразу назовешь, уж очень искусно всё обставлено. Рассмотрим наиболее распространенные сегодня варианты «кидков»:
1) ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ. С самым невинным видом заказчики предлагают выполнить тестовое задание по рерайтингу или СЕО-копирайтингу. А чтобы фрилансеры активнее брались за дело, обещают неплохо оплатить тест да и впоследствии обеспечить постоянной работой по хорошей стоимости.
Как в этом случае поступает фрилансер? Разумеется, бросается выполнять тестовое задание, не спит ночью, пока не отошлет готовую работу по указанному адресу, мечтая понравится заказчику и мысленно подсчитывая будущий заработок. Но все тщетно… От заказчика ни ответа, ни привета. Или культурный посыл: «Извините, набор фрилансеров окончен».
Что получил заказчик? Хороший объем уникального контента, написанного людьми (что на порядок лучше машинного рерайта) для наполнения сайтов-сателлитов или для дальнейшей перепродажи.
Немного арифметики: как минимум, на такое задание «клюют» человек пятьдесят-шестьдесят. Если каждый напишет статейку на 2000 знаков, то в результате заказчик поимеет с доверчивых фрилансеров бесплатного уникального контента на 100-120 тысяч знаков. Неплохой куш!
2) ГАРАНТИЙНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ВЗНОС. Эта схема вошла в обиход заказчиков-«кидал» с наступлением кризиса. Предыдущий вариант с тестовым заданием дополнен еще и обязательным денежным взносом в пользу заказчика. Фрилансерам, жаждущим заработка, предлагается не только написать тестовое задание, но и заплатить заказчику «залог» в 150-300 рублей (!!!). Эти деньги якобы являются подтверждением серьезных намерений фрилансера на взаимовыгодное сотрудничество. Стоит ли говорить, что заказчик-«кидала» сделает всё, чтобы сотрудничество это не было выгодным для фрилансера. А значит, фрилансер не получит ни заработка, ни своего «залога».
3) ОБЕЩАНИЕ ВЫСОКОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА. Потенциальные заказчики частенько обращаются к фрилансерам напрямую. Не через личные сообщения на бирже, где можно проследить за аккаунтом заказчика, а через аську, скайп, е-мейл, указанные в аккаунте фрилансера. Здесь надо быть очень осторожным, ведь никто не может гарантировать, что у заказчиков на уме честное сотрудничество, а не обман. Единственное, что может здесь насторожить — это обещание высокой оплаты труда. Схема такова: заказчик спрашивает стоимость ваших услуг и не только сходу соглашается с нею, но даже собирается заплатить вам ещё больше. Якобы за срочность и качество. Будьте уверены, эта внезапная «щедрость» не предвещает ничего хорошего.
4) ЗАВЕДОМО НЕВЫПОЛНИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. Начинающим фрилансерам трудно оценить свои возможности, они кажутся безграничными, когда светит хороший заработок. Этим отлично пользуются заказчики-«кидалы», выдвигая требования, выполнить которые человек не в силах. К примеру, требуют ежедневно выполнять рерайтинг или копирайтинг текста на 25-30 тыс. символов, а то и более. Всё бы хорошо, но только за невыполнение этих условий они грозятся «штрафами».
Если учесть, что суточным пределом для человека является сочинение текста в 10 тысяч символов(плюс-минус 2-3 тысячи), то сразу становится понятным, что копирайтер должен не есть, не пить, не спать, не ходить по нужде (пардон), а только круглыми сутками строчить-строчить-строчить тексты, не поднимая головы. Причем, стоит копирайтеру задержаться со сдачей дневной «нормы», на него тут же будет наложен «штраф». И без того мизерная оплата станет еще мизернее, вплоть до полной неоплаты.
Когда через несколько дней этого аццкого труда дошедший до ручки фрилансер понимает, что попался на удочку к «кидале», ушлый заказчик успевает поиметь с него уйму контента за бесценок или даже бесплатно. Причем виноватым всегда выступает фрилансер и в конце концов получает негативный отзыв за то, что «ПООБЕЩАЛ, НО ТАК ПОДВЁЛ» заказчика.
КАК ЖЕ РАСПОЗНАТЬ ЗАКАЗЧИКА- «КИДАЛУ» И КАК ЕМУ ПРОТИВОСТОЯТЬ? (читаем внимательно)
1) Проверьте аккаунт заказчика.
Прежде чем браться за работу, изучите аккаунт вашего заказчика, который он завел на бирже. Сколько проектов он опубликовал? Как давно зарегистрирован на бирже? Есть ли отзывы от фрилансеров? Предоставлена ли контактная информация? Если заказчик «темная лошадка», всецело доверять ему не следует. Иногда бывает полезным «пробить» информацию о заказчике в Гугле и Яндексе. Вполне возможно, что он уже успел «наследить» на других фрилансерской биржах.
2) Сервис Безопасных Сделок (СБС).
Доверьте администрации биржи фриланса проследить за исполнением договоренности между вами и заказчиком. Не жалейте ради этого 10% от суммы сделки. Заказчик-«кидала» исчезнет с вашего горизонта сразу же, как только вы заикнетесь о СБС.
3) Предоплата.
Менее эффективная мера, врядли кто заплатит более 50% от сделки в качестве предоплаты. Однако упоминание предоплаты, как и СБС, очень хорошо отпугивает любителей халявы.
4) Поэтапная оплата.
Если задание достаточно большое, никогда не сдавайте его целиком. Требуйте поэтапную оплату, к примеру, за каждые 5-10 тысяч символов текста. Не переживайте, если заказчик не идет на поэтапную оплату, — вы всегда найдете другого. Будет гораздо обиднее, если вы потратите 2-3 недели на текст в 300 тысяч знаков, а заказчик окажется «кидалой».
5) Вы сделали тестовое задание. Поддались-таки соблазну… СТОП! Прежде чем отсылать тестовое задание заказчику, уясните раз и навсегда — ЭТА РАБОТА ВАША, И ТОЛЬКО ВЫ ВПРАВЕ ЕЮ РАСПОРЯЖАТЬСЯ.
Посему, первое, что вы должны сделать, это преспокойно разместить результаты труда В СВОЁМ ПОРТФОЛИО на бирже фриланса. А второе — отправить заказчику не само тестовое задание, а ССЫЛКУ на ваше портфолио, где оно размещено. Заказчик хотел с помощью тестового задания оценить ваш уровень квалификации? Так пусть себе оценивает на здоровье, просматривая работы в вашем портфолио!
6) Вы сдали заказчику работу, а он бесследно исчез. Не отвечает ни по аське, ни по скайпу, ни по электронной почте. Или намеренно затягивает оплату. Что делать?
Не ждите у моря погоды, СКОРЕЕ РАЗМЕЩАЙТЕ РАБОТУ В СВОЁМ ПОРТФОЛИО! Она уже полностью ваша, раз вам за нее не заплатили.
Если мы имеем дело с текстом, то находясь в портфолио, он в ближайшие полчаса будет проиндексирован поисковиками (биржи фриланса, такие как free-lance.ru и weblancer.net, — солидные, быстро индексируемые ресурсы). Проиндексированный текст перестанет быть уникальным, а значит, потеряет свою главную ценность. Его нельзя будет ни разместить на сайте, ни перепродать.
И напоследок, уже традиционный совет новичкам-фрилансерам от Free Lady.
Будьте предельно осторожны с каждым новым заказчиком! Если он чем-то вас настораживает, лучше сразу откажитесь от сотрудничества и не переживайте при этом. Поверьте, работы в Интернете хватит с избытком не только вам, но также вашим детям, внукам и правнукам.
Вы нашли что-то полезное для себя в этой статье? Если да, тогда не теряя времени, подпишитесь на новые статьи блога free-lady.ru любым удобным вам способом. Актуальная инфа о таинственном мире фриланса(удаленной работы) раздается у нас из первых рук и совершенно бесплатно. Следите за новыми публикациями!
Да, не знала я, что заказчики уже предоплату требуют… Вот что значит давно работать только с постоянными и проверенными временем и дружбой заказчиками.
Наташ, очень верные советы. Надо общаться только по «личкам» тех фриланс-бирж, на которых встретили этого заказчика. Никаких почт и Асек. Тогда можно будет доказать, что вы договаривались об оплате.
Ну а статьи лучше всего в своих блогах размещать
Плох тот фрилансер, который еще ни разу не был «кинут»
Шутка, конечно
Как мне кажется, все кто долго работают в сети, в разной степени, но ощутили на себе что такое «кидалово». Главное, не опускать руки после этого и идти дальше, стараться не видеть в каждом потенциальнном заказчике мошенника
Подскажите, пожалуйста, с чего лучше начать? Я, например, просто умею хорошо печатать. И остальные навыки для меня — китайская грамота.
Юлия, смотря что печатать, а то вспоминается сразу бородатый анекдот о секретаре, которая «печатает 100.000 знаков в минуту, но такая ерунда получается» (не в обиду будет сказано).
Копирайтинг – творческая работа. Вспоминайте, как Вы писали школьные сочинения и на заданную тему – это то же самое. (если конечно, Вы их писали сами, а не переписывали из Интернета) В копирайтинге надо писать с изюминкой, доходчиво, убедительно, ведь читать этот текст будут тысячи людей. Для начала освойте рерайтинг – переиначивание текста своими словами. Очень большое значение здесь имеет словарный запас и умение выражать мысли словами.
Все тонкости работы копирайтера описаны в «Мастер-классе копирайтера» на этом сайте.
А сама работа начинается с регистрации фрилансерского аккаунта на бирже фриланса. Заполняют аккаунт примерами работ(если они есть), указывают контактные данные, образование и навыки, перечень услуг и их стоимость. Потом выдвигают свою кандидатуру на тендерах. То есть, надо регулярно просматривать объявления, и если Вам они подходят, отвечать на них (лучше писать заказчику в личку). Заказчик сам свяжется с Вами, если заинтересуется Вашим предложением. Не бойтесь признаваться, что Вы новичок, уверяйте, что будете очень стараться. Так постепенно и наловчитесь.
Из всего вышеизложенного делаю для себя вывод, что лучше всего продавать статьи через магазин, а не выполнять задания самодуров-заказчиков.
Или через магазин получается гораздо дешевле?
Laila, дело даже не в стоимости.
В магазине продавать статьи, как в лотерею играть. То ли купят статьи, то ли будут они годами лежать в магазине мертвым грузом и ждать своего покупателя. Поэтому для стабильного заработка нет ничего лучше, чем отыскать заказчика, живо заинтересованного в конкретном тексте.
Помимо магазинов, где все расчеты между копирайтером и заказчиком идут в системе, есть ещё специальные биржи статей (контента). Там все расчеты также автоматизированы, никто никого не сможет обмануть и не заплатить. Спорные ситуации там разбирает арбитраж из числа админов биржи.
Другое дело, что надо быть осторожными на открытых биржах (типа free-lance.ru, weblancer.net, freelancers.ru и т.д.), а также когда неизвестные люди вдруг стучатся в аську и предлагают работу.
Как выявить нечестного заказчика уже было сказано — надо предложить ему СБС, предоплату, поэтапную оплату, отказавшись от тестового задания.
Что и говорить — статья актуальности не потеряла!
Да уж… Кидалы были, есть и будут. Хорошая статья, почитаешь вот так, и крылья уже не опускаются, хотя, на эти уловки кидал я только один раз попалась, да и то вовремя спохватилась и закинула статью в блог.
А меня, как заказчика, наоборот фрилансеры кидают! Предоплау берут и исчезают! Ну куда это годится?
При правильном подходе многих проблем можно избежать! Нужно относится с доверием, но при этом обезопасить себя от неприятных сюрпризов! В первую очередь необходимо посмотреть аккаунт заказчика, а дальше выбрать удобный способ для гарантии платежа! Тогда всем будем счастье:)
Друзья! Я очень рад, что удаленщиков становится все больше и больше. Я когда то тоже только мечтал о путешествиях. Для меня новость о том, что можно удаленно работать, стала как гром среди ясного неба! Мы с семьей всегда ездили в путешествия только по пакетным турам и мечтали путешествовать по полгода в год))) Искали варианты, и даже хотели устроится работать гидами, но фриланс изменил нашу жизнь раз и навсегда!!! Всем успехов и свободы на фрилансе)))
Самое важное — не впадать в уныние! Ну кинули, если нет возможности как-то повлиять на заказчика — работу в портфолио, заказчика в бан, и вперед за новыми заказами.
У меня был как-то подобный опыт. Заказчик работу не принял. Но, по крайней мере, не исчез с ее результатами. И на том спасибо