Работа наша удаленная

Что такое фриланс, копирайтинг, рерайтинг, блоггинг, манимейкинг.

Строим сайт

Копирайтер осваивает сайтостроительство. Советы начинающим вебмастерам.

Фрилансер крупным планом

Невыдуманные истории, интервью, обзоры.

Главная » Работа наша удаленная, Что должен знать и уметь веб-копирайтер

Психология интернет-читателя: мастер класс копирайтера

29.11.2009 – 13:303 коммент.

Психология интернет-читателя
Сегодня мы снова вернёмся к восприятию информации интернет-пользователями.

Но речь пойдет не о визуальном восприятии текста с экрана компьютера, не об особенностях сканирования текстов сайта читателями и не о малограмотных читателях, испытывающих трудности с усвоением текстовой информации.

Сегодня на повестке дня очередной интересный и полезный материал из лекций Якоба Нильсена, посвященный психологии интернет-пользователя, а точнее, интернет-читателя.

Особенно важна данная статья для людей близких к классической оффлайн-журналистике, но попутно пишущих для Web, поскольку известные им приемы подачи информации для печатного издания зачастую совершенно не подходят для Интернета.

Если вы веб-копирайтер или заказываете у копирайтеров тексты для своего СДЛ (сайта для людей), вам необходимо четко представлять, как именно на них отреагируют посетители сайта (живые люди, а не поисковые роботы). Именно этот момент подробно рассматривает гуру-юзабилити Якоб Нильсен, как всегда опираясь на конкретные примеры и результаты социологических исследований.

Прежде всего он предлагает прочувствовать существенную разницу между текстами, написанными для печатного издания (газеты, журнала, рекламного буклета) и текстами для интернет-сайта. В качестве примера он приводит статью из «Нью-Йорк Таймс» под интригующим названием «Борьба с проклятием высокорослого человека во время путешествий». К статье приложена фотография высокого парня, сидящего в неестественно скрючившейся позе на заднем сидении такси.

Речь в статье шла о нестандартно высоких людях и сложностях, возникающих у них во время путешествий. Были описаны анекдотичные случаи, к примеру, рассказ о высокорослой женщине, которой в гостиничном номере приходилось наклоняться, чтобы увидеть себя в зеркале. Короче говоря, это было интересное, легкое и непринужденное чтиво в лучших традициях оффлайн-журналистики.

Если бы данная статья была выложена на сайте, то она не нашла бы своего читателя по многим причинам:

Во-первых, и это главный минус, — статья не несет для читателя никакой практической пользы! В ней одни лишь праздные размышления о том, как тяжело живется высокорослым людям, и нет никакой конкретной информации о том, к примеру, в каких гостиничных сетях предусмотрены номера с кроватями для людей высокого роста, или на каких марках самолетов предусмотрены кресла для таких нестандартных людей.

Во-вторых, заголовок статьи построен непривлекательно для интернет-читателей. Как уже ранее говорилось, они обычно вчитываются только в два-три слова, начиная с левого края строки. Ключевое слово «высокорослый человек» начинается гораздо дальше от левого края строки, чем следовало бы, зато в самом начале идет неинформативная фраза «борьба с проклятием», и это кардинально ухудшает восприятие заголовка.

В-третьих, текст для сайта должен быть лаконичным. В идеале статья должна концентрировать в себе информацию, необходимую людям с высоким ростом (отвечать на вопросы: что, где, когда, почему, зачем и сколько это стоит), чтобы посетитель больше никуда не отправлялся, а основательно засел на данном сайте.

Обозначим основные различия между текстами для печатных изданий и контентом для интернет-ресурсов:

A. Печатные издания идеально подходят для изящных словоформ, которыми щеголяют «акулы пера», профессиональные журналисты.
Б. В онлайне все эти словесные изыски теряют свою силу и уже не «жгут глаголом сердца людей», как это бывает в оффлайне.
И неудивительно, ведь интернет-пользователи читают только около 18% предложенного им текста. За нагромождением слов они попросту не уловят смысла написанного и покинут сайт.

А. Печатные издания рассчитаны на пассивного читателя — они формируют его опыт за него самого.
То есть, они направляют читателя на какие-либо действия, призывают к чему-либо, советуют как правильно поступить, навязывают ему свое мнение.
Б. Информация на вебсайтах воспринимается читателями активно.
Интернет-пользователи в поисках нужного ресурса просматривают сайт за сайтом, стремясь набраться опыта, собрать и систематизировать полезную информацию, сделать на её основе собственные выводы и сформировать собственный опыт. Навязать мнение здесь нелегко. Даже самые сладкие рекламные фразы могут вызвать прямо противоположную реакцию.

Если вы непосредственно связаны с написанием текстов для сайтов, то запомните: любое побуждение интернет-пользователей к действию типа «сделайте так-то» или «приобретите вот это» немедленно воспринимается ими в штыки. Разумеется, встречаются в Интернете и пассивные пользователи, но их меньшинство.

Подводя итоги, можно сказать, что веб-копирайтеру при написании рекламного текста необходимо «балансировать на лезвии ножа». Текст нужно составить:
— краткий;
— информативный;
— полезный с практической точки зрения;
— с заголовом и абзацами, начинающимися с ключевых слов.

И только в самую последнюю очередь текст может быть рекламным, но без явного давления. Люди обычно приходят на сайт со своими личными интересами, мнением и поэтому отвергают всё то лишнее, что им пытаются «подсунуть».

Хотите узнать больше о написании текстов для интернет-сайтов? Значит, самое время подписаться на нашу ленту новостей и получать извещения о новых публикациях сайта «Удаленная Работа».

3 коммент. »

  • Если судить по себе, то для меня в первую очередь важна практическая ценность текста. Поэтому когда пишу сама, стараюсь ориентироваться именно на это.

  • Прочитала тему, вспомнила статьи в инете и журналах в реале, и ведь точно подмечены нюансы восприятия текста и статей.

    Особенно над этой рекомендацией задумалась и приняла к сведению – «… запомните: любое побуждение интернет-пользователей к действию типа «сделайте так-то» или «приобретите вот это» немедленно воспринимается ими в штыки…»

  • Я все понимаю, юзабилити и все такое. Но в постоянном желании услужить потребностям пользователя мы идет далеко не всегда к лучшему. Потому как человек ленив! И Лев Толстой врядли думал о юзабилити как об основе своей деятельности литератора…

Оставьте комментарий!

Спам здесь убивается моментально. Спамеры, не тратьте своё время.

Можно использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Зарегистрируйте свой аватар на глобальном сервисе Gravatar, и он появится около вашего комментария.